Тяжелый снег Каракола
snowboard
am_red

Друзья и знакомые очень удивлялись, когда узнавали, что в очередной отпуск я собрался в Киргизию. Однако, если вспомнить географию, то всё встанет на свои места. Три четверти территории этой страны занимают горы, на западе – Памир, на востоке – Тянь-Шань. Именно в горы Тянь-Шаня я и собрался, а именно в Каракол.
Как и у нас, в Киргизии в этом году снега, мягко говоря, мало. За всю зиму до нашего приезда, по словам местных жителей, было всего лишь два снегопада. Однако нам всё-таки немного повезло. В первый день, 23-го февраля, пока мы разминались, катаясь от подъёмников, начали собираться тучки. К вечеру начался долгожданный снегопад, продолжавшийся всю ночь. И на следующий день периодически с неба подсыпало, так что, как говорится, попали мы с корабля на бал, в пуходень. Для пистабратии Каракол с двумя, по сути, трассами, скучен. А вот для тех, кто предпочитает неиспорченные ратраком склоны, он представляет интерес. В первую очередь тем, что лесное катание от подъёмника в нём замечательное при условии наличия снега. Линии через лес начинаются как сразу от подъёмника «Панорама», так и после небольшого траверса от него же. Второй вариант раскатывается не так быстро, даже после недели бесснежья мы находили там нетронутые участки. Скорее всего потому, что после проезда приходилось проходить пешком метров 350, но мы – люди не ленивые.

Снега всё равно мало, ну что же, будем его искать. На третий день пребывания в Караколе появилось солнце и сразу же начало припекать наши щёки и носы. Так как видимость стала отличной, мы предприняли первую вылазку за пределы доступных от подъёмника склонов. Отправились в дальние кулуары по хребту от Панорамы. Самое то для разминки, расстояние – чуть больше 3,5 км, набор высоты – какие-то смешные 350 метров. По словам тех, кто в Караколе не в первый раз, спуски там несложные, лавинная опасность в большинстве кулуаров минимальная. Траверснули от подъёмника, закамусились или надели снегоступы – кто чем богат – и отправились в путь.

После снегопада мы были первыми, кто шел по хребту. Я на снегоступах немного напрягался, так как на каждый десятый-пятнадцатый шаг проваливался. Наст под свежим снегом не держал, был тонок, а под ним – сыпучая изморозь. Тут бы мне уже насторожиться, да я не придал этому факту особого значения. С нами увязался ещё какой-то бордер, шел без какого-либо оборудования последним по проторенной тропе. Часа за полтора-два дошли мы до точки старта.

Пока раскамусовывались, доставали термосы и шоколадки, занимались прочей чепухой, безумный доскер, которого я упоминал, успел стартануть. Во время его проезда народ издавал нечленораздельные звуки, так как этот товарищ спустил аж две лавины в лайтовом, по словам аксакалов, кулуаре. Первую он подрезал, вторая же пошла сама, как только он ослабил склон снизу.

Исследование шурфа после этого проезда показало неутешительную картину: сверху двадцать-тридцать сантиметров свежего снега, потом тонкий слой наста, после – два слоя изморози, при этом верхний из этих двух крайне нестабилен и осыпался сам  в процессе копания. Ни о каких лайтовых кулуарах в таких условиях речи быть не могло, поэтому было принято решение спускаться по гребню. И даже при таком спуске Илья, ехавший в последних рядах, сдвинул ленивую доску. Далее лыжники ушли вперёд набивать тропу, доскеры достали треккинговые палки и отправились вслед за ними, все без происшествий спустились до ёлочек Панорамы.
После таких приключений было бы странно не устроить лавинные учения для всех желающих. Были и копания шурфов, и упражнения в биперами, и закапывания особо отчаянных для наглядности.

После  - учебный спуск, и Илья снова спускает лавину, снова ленивую и небыструю. Снова обошлось.

Егор при учебном спуске теряет треккинговую палку. Позже выясняется, что её видели, даже сообщили место. Позже мы её подберём.
Следующий скитурный выход мы предприняли втроём: Света, Денис и я. Ребята на сплитбордах, я на снегоступах. Вышли в 11 утра. Снова пошли к дальним кулуарам от Панорамы, но спускаться намеревались не там, где были в третий день, а с противоположной стороны, до ручья, оттуда подъём снова наверх на Панораму.

По последнему пункту были большие сомнения, вроде есть на картах тропы, местные что-то рассказывали, но точной информации нет. По пути к точке старта нам посчастливилось встретить местного гида, который рассказал нам, что тропа наверх точно есть и даже показал её на карте. Через пару часов после отправки с подъёмника мы уже были готовы начинать спуск. Я – сапёр, потом Света, закрывает Денис. Уклон небольшой, снег  так себе, не катит, к тому же участки пухляка перемешаны с жёсткими задутыми досками.

Снежный мост через ручей, мы на другой стенке кулуара, через пару промежуточных точек мы оказываемся на стенке крутого оврага. Света чуть уезжает вперёд до очередного якоря (безопасное место) и вдруг из-под неё уходит доска. Я от неё метрах в тридцати и снег подо мной тоже начинает движение, пытаясь прихватить меня за собой. Я аккуратно ухожу вниз и в сторону, снег останавливается – я почти у ручья оказался.

По сошедшему уже языку я карабкаюсь наверх, Света стоит и придерживает коленками снежную доску. Кричим Денису, чтобы пока не двигался. Я сначала забираю у Светы доску, потом бережно сдергиваю и её с опасного места – снег дальше не пошёл, уф. По-кошачьи мы лезем наверх, туда, где меньше уклон, снег задут, есть камни и можно передохнуть. Выбравшись, решаем ещё немного набрать высоты и сваливаться к ручью и тропинке по склону, который приметили ранее, он с ёлками, должен быть безопасен. Прекрасный там проезд был, уклон хороший. Я, хоть и осторожничал, удовольствия получил немало. Оказавшись наконец внизу у тропы, посмотрели на часы – было уже около четырёх.

Нас начинали кричать в рацию, но не слышали – мы были в тени. Ребята закамусились, я надел снегоступы и мы начали подъём. Несмотря на то, что склон был южный, покрытый арчой и нагревался днём солнцем хорошо, на тропе лежал снег, что было на руку моим друзьям на камусах. Очень живописный бы подъём. Серо-красные скалы, покрытые растительностью, девственно-белая тропа, на которой изредка встречались следы животных, долина между двух хребтов, в конце которой уже начинал алеть закат. Красота! Мне на ступах было полегче, оторвался немного вперёд и периодически останавливался, чтобы ещё раз на всё это посмотреть.

Подъём занял у нас ещё часа полтора-два. Наконец-то были на хребте, в том месте, где недавно проводили учения. Сообщили по рации, что живы-здоровы. Уже начинало смеркаться.

Когда спустились к первой очереди, уже было темно, время – 19:00. Добрались до гостевого дома на такси. Мы всё это назвали кратко и ёмко – «долборайдинг». От слова «задолбаться», устали мы очень, но день был точно прожит не зря.
Следующий выход в поисках лёгкого снега – изюминка Киргизии – horse backcountry. Группу лыжебордеров забросили машинами в с. Боз-Учук. Там каждому выдали по лошадке, лыжи/доски закрепили сзади на седле и направили вверх, до промежуточной точки мы добирались верхом.

Мне лошадь попалась совершенно невозмутимая. Она шла с одинаковой скоростью и по плоскости, и в гору, никак не реагируя на понукания. Из-за этого за мной образовался целый караван, но лошадке было всё равно, она продолжала меланхолично шагать, отвлекалась лишь на сухую траву под копытами или на елки слева и справа – она обедала.

Подъём занял чуть больше часа. Промежуточная точка, мы спешиваемся и продолжаем подъём на своих двух. Тут состояние снега не лучше, свежий, но нагретый уже снег, задутые настовые доски, под которыми – мерзкая сыпуха. Наст тут, правда, толще, плотнее. Подъём пешком занял ещё часа полтора.

В группе есть перворазники, я решаю не подниматься на хребет со всеми вместе, а с этими ребятам начать спуск от этой точки. Артур, у которого тоже есть опыт внетрассового катания, остаётся с нами, он – сапёр, я закрываю.

Снег тяжёлый, солнце его уже сильно изменило с последнего снегопада. Едешь по нему в задней стойке, чтобы не зарыться, вылетаешь на настовую доску, врезаешься, зарываешься. Неопытные мучились, я тоже один раз влетел под доску, зарылся в изморози так, что пришлось снимать рюкзак и доставать лопату – руками бы долго откапывался. Добрались по конной тропы, вдоль которой и добрались до дома лесника, где нас накормили чудесным пловом! Неоднозначный день, полагаю, если я бы всё-таки поднялся на самый верх и спускался по лесной линии, впечатления были бы другие.
Ещё два скитурных моих выхода были близ посёлка Жыргалан. Ехать туда больше часа на машине. Климат там в долине уже другой, соответственно, и состояние снега другое, гораздо лучше. Этого нам и было нужно, мы наконец-то нашли лёгкий снег! Водитель остался внизу у базы МЧС, мы надели камуса (в этот день я одолжил сплитборд), только Илья остался на снегоступах. Из-за этого у него, к сожалению, была «индивидуальная программа». Снег очень лёгкий, пушистый, каждый шаг давался ему с трудом, он моментально отстал. В то время, когда мы вышли на первую точку старта, пройдя 2,5 км и набрав 500 метров, он был только на полпути.

Куба, ранее замеченный в нелестных высказываниях в сторону бордеров, совершил невероятное. Он сообщил, что отправится назад к Илье и спустится вместе с ним. J Мы же начали спуск по гребню и ушли в быстрый кулуар, хаотично утыканный ёлками.

В конце этого кулуара я почувствовал, что что-то не так. Остановился, смотрю – верхняя бакля заднего крепления болтается, винт, крепящий её к раме, потерялся. Пришлось ремонтироваться «в поле», закрепил баклю репшнуром, так дальше весь день и катался. Спустились к промежуточной нижней точке, пошли на соседний склон: внизу увидели, как нам показалось, дорогу. Не ошиблись, дорога и есть. Правда, зимой она не используется, но уклон всё-таки невелик, на камусах подниматься одно удовольствие. Набрали ещё 350 метров, решили, что устали, да и солнце всё ниже и ниже, решили спускаться. Я пищал от восторга! Подъёмы приносили удовольствия не меньше. Тишина, белки и зайцы скачут, идёшь по некрутой тропке, вокруг – просто сказочные ёлочки, такие мягкие и пушистые, как из сказки. И выходишь вот к такой красоте, что дыхание от восторга перехватывает.

Катались там ещё два дня, не искатали и малой того, что там есть. Я часто ловил себя на мысли, что там, где я еду, ещё никогда ни один человек на сноуборде не спускался. И это было действительно так! В общем, долинка замечательная. Мы пришли к выводу, что туда нужно приезжать как минимум на неделю и жить непосредственно в Жыргалане, чтобы не тратить драгоценные утренние часы на дорогу.

Катался я и на базе от подъёмника, пару дней был лыжником. В первый из таких дней воспользовался услугами местного проката, мне выдали какие-то мягкие россиньолы. Так как трассы были уже жёсткие, большого удовольствия я не получил, на крутяках канты не держали, я скоблил. Во второй раз мне выдали прекрасные слаломки – elan race slr, это был кайф! Им достаточно только намёка – и они уже уверенно начинают новую дугу, хватаясь кантами за склон как намагниченные. И по ровным трассам на них катался, и в бугрятнике – восторг.

В крайний день, как положено, «закрывашка» на склоне.

Девчонки катались в купальниках.

Я, когда склоны прогрело солнце, немного покарвил.

И несколько спусков от Панорамы с аксакалами.

Ну и ещё несколько слов о том, что кроме каталки. Недалеко от Каракола есть термальные источники, на них я так и не выбрался. Может, особо и не хотелось… В самом Караколе из достопримечательностей музей с парой забавных вещей.

Есть церковь и дунганская мечеть, тоже меня не впечатлили, если честно.
А впечатлила меня местная кухня. Во-первых, очень дешево. Во-вторых, так вкусно, что язык проглотить можно. Киргизы едят много мяса, вегетарианцам там делать нечего. А те, кто мясо любят, равнодушными не останутся, киргизы – прекрасные повара. И ещё, внезапно, коньяк. Да, там это есть, и он хорошего качества. Бутылка семилетнего «Кыргызстана» стоит на наши деньги чуть меньше трёхсот рублей, коньяк очень мягкий, приятный. В общем, наше après ski как правило состояло в том, чтобы набить брюхо горой мяса с лапшой или овощами и запить это благородным напитком. А большего мне после целого дня ходьбы и спусков и не нужно! J

Ну что, кто угадает, что произошло в день отъезда? Правильно, пошел снег. Вот так всегда. Ну ничего, то, что нам нужно было, мы нашли и без помощи небесной канцелярии.
Спасибо Свете, это и есть тот неугомонный позитивный человек, который организовала нам это праздник. Спасибо мудрому и рассудительному дяде Саше. И огромнейшее спасибо Эмилю с Гульмирой, гостеприимным хозяевам Алаколя, где мы чувствовали себя как дома. До свидания, Киргизия, прекрасная солнечная страна!